МосАвтоЮрист


Задать свой вопрос сейчас

Заказать звонок

Четверг, 14 Июня 2012 18:21

Изменения в ГПК. Хорошо или плохо?

Хотим напомнить, что уже довольно давно, с 1 января 2012 года, изменились некоторые положения Гражданского процессуального кодекса РФ, а точней – порядок обжалования судебных решений. Тем, кому неохота вникать в тонкости, напомним, что для наших клиентов главный эффект поправок заключается в увеличении сроков обжалования решений судов. Раньше, если мы решались на обжалование, то на подачу жалобы было 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Теперь этот срок увеличен до одного месяца. Времени на апелляцию будет уходить больше.

Для клиента это главное. Если же вы хотите составить более точное представление о январских поправках и их практических последствиях, советуем читать дальше. Теперь, когда новая практика существует уже полгода, о ней можно вполне уверенно говорить.

ДОКУМЕНТ, ОБЕСПЕЧИВШИЙ ИЗМЕНЕНИЯ: Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ».

АПЕЛЛЯЦИЯ ВМЕСТО КАССАЦИИ

До 01.01.2012 действовал следующий порядок обжалования решений суда: если решение, не устроившее одну из сторон, было принято мировым судом, в надзирающую инстанцию подавалась АПЕЛЛЯЦИОННАЯ жалоба. Если спорное решение принималось районным судом, в надзирающую инстанцию подавалась КАССАЦИОННАЯ жалоба. Теперь же АПЕЛЛЯЦИОННАЯ жалоба подается в обоих случаях – и для обжалования решения, мирового суда, и для обжалования решения районного суда.

В чем разница между двумя видами жалоб – кассационной и апелляционной? Кассационная подразумевает претензии к применению судом тех или иных правовых норм: «мы считаем, что в данном случае, эта норма закона не уместна…», «мы полагаем, что суд не должен был пользоваться данным положением закона, поскольку оно не применимо в подобных случаях…» и т.д. То есть, какой бы характер не носили претензии юриста к районному суду, жалобу нужно составить таким образом, чтобы из нее было видно: правоприменение некорректно.

Другое дело апелляционная жалоба – более универсальная и широкая. Если районного судью можно было «обвинить» только в неправильном применении норм, то жалуясь на мирового, мы могли поставить на вид, что положения, которые суд счел доказанными, не доказаны на самом деле, что сами доказательства выглядят натянуто, что логика суда не безукоризненна и т.д. То есть возможности для обжалования решения, которые дает апелляционная жалоба, несколько богаче. И вот с первого января именно так, в апелляционном порядке, обжалуются решения всех судов первой инстанции – не только мировых, но и районных.

Заодно напоминаем, что решения мировых судей обжалуются в районных судах. А решения районных судов в областных, краевых, верховных судах республик или других равных им судебных учреждениях.

 

ОБРАТНОГО ХОДА НЕТ

Раньше инстанция, в которой мы обжаловали решение суда, могла поступить одним из трех способов:

1. Оставить жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции в силе.

2. Отменить решение суда первой инстанции и отправить дело в тот же суд на новое рассмотрение.

3. Удовлетворить жалобу, отменить решение и самостоятельно вынести новое решение.

 

Теперь, после первого января, у второй инстанции осталось два способа отреагировать на нашу жалобу. Это пункты 1) и 3). Что же касается пункта 2), он «выбыл». Передавать дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение больше нельзя.

 

По практике последнего полугодья мы можем констатировать, что у нового порядка есть один недостаток в применении. Суды второй инстанции (по крайней мере Мосгорсуд) отводит на рассмотрение апелляционной жалобы всё также мало время, как раньше отводил на рассмотрение кассационной. За 10 минут вникнуть в суть вопроса даже высококвалифицированным судьям тяжело. Можно говорить о том, что суд второй инстанции часто разбираются в делах слишком быстро, буквально наспех. Поэтому для минимизации скоропалительных, поверхностных решений возрастает роль квалифицированности представителей в суде второй инстанции, способных за 1-2 минуты аргументировать и доказать свою позицию.

 

ЕЩЕ РАЗ О СРОКАХ

Об этом мы уже говорили во вводной части, но напоследок повторим: если раньше на подачу кассационных и апелляционных жалоб отводилось 10 ДНЕЙ, теперь отводится 30 ДНЕЙ. Таким образом, клиенты должны быть готовы к некоторому затягиванию рассмотрения жалоб по сравнению с тем как это происходило до первого января.

Впрочем, учитывая скорость протекания наших судебных процессов, часто тянущихся больше года, такое увеличение никого не должно пугать. Если первая инстанция рассматривает дела месяцами, кварталами, годами, то что же… для второй инстанции лишних двадцати дней нисколько не жалко.

Прочитано 12201 раз

1 Комментарий

  • Комментировать Елена Понедельник, 01 Октября 2012 19:53 написал Елена

    в Краевом суде Краснодарского края для рассмотрении жалобы судьям достаточно 2 минуты... Юристы вообще не выезжают, т.к. бесполезно и обременительно. Ну зачем? Курам на смех. Выезжают такие юристы как я, у которых нет клиентов и низкооплачиваемые.. То есть без опыта. для чего? Чтобы хоть как-то заработать на вере клиента, что авось.. А авось никогда не наступает. 90% решений остаются в силе, их даже не читает никто. Не правосудие, а театр абсурда. Чем так, то пусть бы лучше вообще упразднили. Зачем измываться над людьми? Мне жалко людей